Персональный сайт преподавателя Капина Артема Витальевича

Проблема безопасности жизнедеятельности человека – одна из самых актуальных в современном мире. Она стоит очень остро в связи с различными изменениями в экономической, социальной и духовной жизни общества. И поэтому обеспечение безопасности детей является первостепенной задачей для всех взрослых. А если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то процесс обучения персональной сохранности должен проходить в тесном взаимодействии семьи и учреждения, осуществляющего социальную реабилитацию.
С октября 2012 года дети, посещающие отделение реабилитации, на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности были познакомлены с такими темами:
1. Правила дорожного движения.
2. Безопасность дома. Электрические приборы и бытовое оборудование.
3. Правила противопожарной безопасности.
4. Безопасность дома и в общественном месте (безопасность на улице, встреча с незнакомцем, куда обращаться за помощью, как не стать жертвой преступления).
5. Опасные ситуации в природе (метель, гололёд, падение сосулек и сход снега с крыши).
Для лучшего усвоения пройденного материала родители и члены семьи должны постоянно совершенствовать знания и умения детей по безопасности.
1. Находясь с ребёнком на улице, у вас есть прекрасная возможность познакомить его с правилами дорожного движения. Комментирование (проговаривание) вслух своих действий (например, при переходе дороги) поможет ребёнку лучше усвоить и запомнить эти правила. Для ребёнка важен ещё и пример родителей: если вы сами перебегаете проезжую часть перед движущимся транспортом, то и ребёнок будет делать также, а нарушение правил дорожного движения чаще всего влечёт за собой ужасные последствия.
2. Современную жизнь невозможно представить без электрических приборов и бытового оборудования. Родители должны чётко определить для своего ребёнка: что он может сделать, а чего – нет (например, включать и выключать компьютер сын или дочь могут самостоятельно, а зажигать конфорку на газовой плите только под присмотром взрослых). Можно совместно с детьми сделать памятку, которую вы поместите на дверях, о том, что нужно проверить обязательно, уходя из дома. Важно, чтобы информация была понятна ребёнку. Например:

Выключи Свет, газ, телевизор и утюг
Закрой Воду, форточки, входную дверь


3. О мерах предупреждения и действиях при пожаре можно поговорить, обсуждая фильм или передачу о несчастном случае. Спросите у ребёнка, чего нельзя делать, чтобы не случился пожар; а как нужно поступить, если загорелась мебель в квартире.
4. Наверное, многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребёнок остаётся дома один. Иногда можно «устраивать проверки» по правилам безопасности «Один дома»:
- попросите приятеля или коллегу (которого не знает ваш ребёнок) прийти к вам в ваше отсутствие. Пусть приятель попросит открыть ему дверь, начнёт уговаривать. Откроет или нет дверь ваш ребёнок незнакомцу? А если этим незнакомцем окажется реальный злоумышленник?
- попросите позвонить домой: «Мамы нет? Тогда позови папу? И папы нет? Тогда…» Расскажет ли ваш ребёнок, что он один дома или нет?
- выходя из дома или возвращаясь, доверьте ребёнку самому закрыть или открыть дверь. Посмотрите, как он это делает, куда кладёт ключ.
Регулярно спрашивайте сына или дочь фамилию, имя, отчество, домашний адрес, телефон. Важно, чтобы ребёнок знал фамилии, имена, отчество своих родителей, их место работы, телефоны. К сожалению, нередки случаи, когда дети, играя или гуляя, уходят далеко от своего дома, а знание домашнего адреса, фамилии, имени, отчества поможет ребёнку быстрее оказаться дома.
5. Расскажите о тяжёлых последствиях и травмах, связанных с природными и неприродными явлениями. О том, что нельзя сбивать сосульки с крыши и ходить при гололёде в обуви на скользкой подошве должен знать даже дошкольник.
На занятиях по здоровому образу жизни Ваши дети узнали больше о личной гигиене, о полезных и вредных привычках, режиме дня, закаливании, витаминах, о первой помощи при ссадинах и ушибах, о пассивном курении, о том, как вести себя во время болезни. Пример родителей играет немаловажную роль при формировании убеждений вести здоровый образ жизни. Откажитесь от своих вредных привычек, чтобы они не стали привычками Ваших детей.