Персональный сайт преподавателя Капина Артема Витальевича

Главная » Статьи » Мои статьи

Методология и организация деятельности преподавателя

Практическая деятельность педагога нуждается в организации, в применении методологии. Как известно, человеческая деятельность может разделяться на деятельность репродуктивную и продуктивную.


 

Репродуктивная деятельность является слепком, копией с деятельности другого человека, либо копией своей собственной деятельности, освоенной в предшествующем опыте.


 

Такая деятельность, как, например, рутинная повседневная деятельность учителя - «урокодателя» на уровне раз и навсегда освоенных технологий в принципе уже организована (самоорганизована) и, очевидно, в применении методологии не нуждается.


 

Другое дело - продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата. Любая научно-исследовательская деятельность, если она осуществляется более или менее грамотно, по определению всегда направлена на объективно новый результат.


 

Инновационная деятельность специалиста-практика может быть направлена как на объективно новый, так и на субъективно новый (для данного специалиста или для данного предприятия, учреждения) результат. Учебная деятельность всегда направлена на субъективно новый (для каждого конкретного обучающегося) результат. Вот в случае продуктивной деятельности и возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии.


 

Так как методология рассматривается как учение об организации деятельности, то, естественно, необходимо рассмотреть содержание понятия «организация».


 

В социальных науках организация рассматривается как:


 

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;


 

2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;


 

3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.


 

Данное определение методологии практической деятельности позволяет рассматривать её очень широко - как учение об организации любой человеческой деятельности: научной, любой практической профессиональной деятельности, художественной, игровой и т.д.


 

Если исходить из классификации деятельности по целевой направленности: игра - учение - труд то можно говорить о:


 

- методологии игровой деятельности (имея в виду, в первую очередь, детскую игру);


 

- методологии учебной деятельности;


 

- методологии трудовой, профессиональной деятельности.


 

В свою очередь профессиональную деятельность можно подразделить на:


 

- практическую деятельность как в сфере материального, так и в сфере духовного производства. В этом смысле практической профессиональной деятельностью занято большинство людей;


 

- специфические формы профессиональной деятельности: философия, наука, искусство, религия. Соответственно, это: философская деятельность, научная деятельность, художественная деятельность, религиозная деятельность.


 

Сюда можно включить методологию научной деятельности (методологию педагогического исследования), методологию практической деятельности, методологию учебной деятельности, а также изложить начала методологии художественной деятельности, и методологии игровой деятельности.


 

Таким образом, методология рассматривает организацию деятельности (деятельность - целенаправленная активность человека). Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой.


 

Логическая структура включает в себя следующие компоненты: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы деятельности, ее результат.


 

Внешними по отношению к этой структуре являются следующие характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы.


 

Исторически известны разные типы культуры организации деятельности. Современным является проектно-технологический тип, который состоит в том, что продуктивная деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.


 

Организовать деятельность означает упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления - временной структурой.


 

С точки зрения системного подхода процесс осуществления деятельности нагляднее всего представляется в рамках проекта, реализуемого в определенной временной последовательности по фазам, стадиям и этапам, причем последовательность эта является общей для всех видов деятельности.


 

Завершенность цикла деятельности (проекта) определяется тремя фазами:


 

- фаза проектирования, результатом которой является построенная модель создаваемой системы и план ее реализации;


 

- технологическая фаза, результатом которой является реализация системы;


 

- рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализованной системы и определение необходимости либо ее дальнейшей коррекции, либо «запуска» нового проекта.


 

Первую фазу - проектирование - можно описать в понятиях и структуре единой, для любой практической профессиональной деятельности. Объектом проектирования является в общем случае педагогическая система как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. Причем педагогические системы можно рассматривать на разных уровнях: педагогическая система образовательного учреждения, педагогическая система каждого конкретного учителя, преподавателя, педагогическая система отдельного учебного курса, предмета, темы, конкретного занятия и т.д.


 

Фаза проектирования включает следующие стадии:


 

1. Концептуальная. Состоит из этапов: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение проблематики, определение цели, выбор критериев.


 

2. Моделирования. Состоит из этапов: построение моделей, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения).


 

3. Конструирования системы. Состоит из этапов: декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы.


 

4. Технологической подготовки.


 

Технологическая фаза педагогического (образовательного) проекта. Эта фаза не может быть представлена общей логикой, в которой имеют место общие принципы и правила построения технологии педагогической деятельности. Фаза определяется целиком содержанием каждой конкретной деятельности, осуществляемой педагогом, конкретным проектом, конкретными условиями, в которых протекает деятельность.


 

Последней, завершающей фазой любого проекта, как образа практической педагогической деятельности, является рефлексивная фаза.


 

Рефлексивная фаза проекта. Технологическая фаза педагогического (образовательного) проекта завершилась реализацией спроектированной системы в практике. Теперь педагог-практик (или коллектив) должен отрефлексировать - «обратиться назад»: осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния:


 

- объекта своей продуктивной деятельности -- итоговая оценка (самооценка) реализации проекта;


 

- субъекта деятельности, т.е. самого себя -- рефлексия.


 

Примечание: Выделение отдельно рефлексивной фазы несколько условно: в процессе деятельности человеку или коллективу постоянно приходится сопоставлять и анализировать получаемые промежуточные результаты с исходными позициями, с предыдущими фазами, стадиями и этапами и, соответственно, уточнять, корректировать все компоненты деятельности (осуществления проекта). Эти компоненты деятельности соответствуют:


 

- в случае индивидуальной деятельности такому психологическому понятию, как самоконтроль. Как известно, «самоконтроль -- рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий»;


 

- в случае коллективной деятельности - такому понятию теории управления, как контроль).


 

Одним из методов рефлексии в науке рассматривается итоговая оценка результатов практической педагогической деятельности. Как известно, оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям.


 

Содержание, структура, порядок оценки эффективности реализации педагогической (образовательной) системы зависит от самой системы, ее специфики, масштабов и т.д.


 

Тем не менее, можно сформулировать некоторые общие группы вопросов, на которые необходимо ответить по итогам реализации системы (проекта):


 

- Достигнута ли цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? Если результаты превзошли поставленную цель - то опять же - почему? И в какой степени?


 

- Удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему? Как были переструктурированы задачи в процессе реализации проекта для достижения поставленной цели (а это, как правило, неизбежно в ходе реализации проекта)? Какой опыт переструктурирования задач можно использовать в дальнейшем?


 

- К каким последствиям (как непосредственным, так и опосредованным) привела реализация проекта: педагогическим, социальным, экономическим, культурным, экологическим? В чем эти последствия положительны, а в чем -- отрицательны (ведь, как известно, любое более или менее крупное действие имеет и положительные, и отрицательные последствия)? Каковы могут быть отдаленные последствия реализации проекта (также непосредственные и опосредованные)?


 

- Как повлияла реализация проекта на внутреннюю среду системы? Внешнюю среду? Чьи интересы она затронула, деформировала: обучающихся, педагогов, руководителей образовательного учреждения, родителей, общественность, органы управления образованием, экономические, социальные, культурные структуры региона и т.д.?


 

- и так далее.


 

Термин «рефлексия» в отечественной литературе впервые начал использоваться в 30--40х гг. прошлого века. Анализируя различия в подходах к проблеме, следует отметить наличие двух традиций в трактовке рефлексивных процессов:


 

- рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности;


 

- рефлексия как понимание смысла межличностного общения.


 

В связи с этим выделяются следующие рефлексивные процессы: самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого. Наиболее активное и многостороннее изучение рефлексии присутствует в первую очередь в работах, посвященных выявлению механизмов творческой деятельности, в частности, механизмов творческого решения задач.


 

Рефлексивные процессы постоянно пронизывают всю деятельность педагога-практика, педагогического коллектива по проектированию и реализации педагогических систем.


 

Таким образом, в организации практической педагогической деятельности был выделен полный цикл действий педагога и педагогического коллектива: от выявления проблемы до реализации педагогического образовательного проекта, его оценки и рефлексии, то есть все фазы, стадии и этапы образовательного проекта.


 

Категория: Мои статьи | Добавил: kapin (15.07.2014)
Просмотров: 385 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Олег Игоревич  
0
Спасибо! Будем использовать Ваши материалы, Артем Витальевич!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]